Приветствую Вас Гость | RSS

Инфокоммуникационный портал WRA

Среда, 18.12.2024, 22:51
Главная » Статьи » Экономика » БИРЖА

Исламские финансы готовы пойти в российскую экономику

Исламские финансы готовы пойти в российскую экономику

11.12.2009 19:29, Макеева Лариса (Finam.ru)
В кризис исламский банкинг привлек к себе повышенное внимание инвесторов. Экономические катаклизмы принесли ему меньше вреда, и многие сочли, что раз шариат запрещает спекулятивные инвестиции (можно вкладывать только в реальную производственную деятельность), то значит, исламское финансирование обладает своего рода иммунитетом против кризиса. И оказались неправы. Ряд дефолтов на рынке sukuk (исламские облигации) в 2009 году доказал обратное.

"Но в сегодняшнем климате дефолты происходят на всех рынках", - заметила партнер компании "Нортон Роуз" Фармида Би в своем выступлении на конференции, посвященной перспективам развития исламского финансирования в России. - А суверенные фонды исламских стран по-прежнему богаты и готовы инвестировать свои средства".

Законы шариата, лежащие в основе исламского финансирования, запрещают начислять ссудный процент и вкладывать деньги в торговлю алкоголем, свининой и развлечения, связанные с азартными играми и эротикой. Кроме того, риски несут все партнеры по проекту (финансовые институты в том числе), разделяя между собой как прибыль, так и убытки.

 Исламские финансы готовы пойти в российскую экономику
В настоящее время исламский банкинг уступает место традиционному даже в исламских странах. В той же Малайзии, которая считается одним из центров развития исламского банкинга, его доля на рынке составляет около 30%. Но в силу усиления соблюдения религиозных норм эксперты усматривают перспективу долгосрочного роста исламского банкинга. В РФ, где общая численность мусульман достигает 20-23 млн человек, инструменты исламского финансирования также небезынтересны, в том числе и представителям других конфессий.

По данным опроса Совета муфтиев России, об альтернативных способах финансирования дел и личных потребностей задумываются 69% опрошенных. 56% выражают готовность стать клиентом исламского банка, еще 26% подумывают над этим. По словам начальника отдела экономических программ Совета Мадины Калимуллиной, многих останавливает недостаток информации. Исламский банкинг относительно молод. Отправной точкой его развития считается создание в 1975 году Исламского банка развития и Дубайского исламского банка. В России исламский банкинг представлен уже несуществующим "Бадр-Форте Банком", одним ПИФом и несколькими выпусками sukuk.

В числе других причин, по которым россияне не спешат воспользоваться инструментами исламского банкинга - инфляция, которая съедает средства пока они лежат на счету в исламском банке, риск потерять деньги при инвестировании и неуверенность в бурном развитии исламского банкинга, "поскольку весь мир работает только на одну американскую экономику".

Парадоксально, но в странах Европы готовность использовать инструменты исламского банкинга выражают большее количество жителей, чем в мусульманских странах. Например, в Великобритании таких 75%, в то время как в Саудовской Аравии - 65%, в ОАЭ - 25%.

Великобритания вообще является признанным центром развития исламского банкинга на Западе, и по прогнозам, в течение ближайших лет наряду с Дубаем и Кипром может войти в тройку мировых лидеров. По словам партнера Berwin Leighton Paisner Эндрю Бэрда, появление исламских банков - HSBC Amanah, UK'Islamic Bank of Britain и др. - стало возможным благодаря развитой финансовой инфраструктуре и созданию необходимой нормативно-правовой и налоговой базы.

По данным HSBC, в мире существует около 300 исламских финансовых институтов. Размер рынка исчисляется 500-700 млрд долларов, а по прошествии нескольких лет достигнет триллиона долларов, прогнозирует глава по региону Ближний Восток и Африка ВТБ Капитала Масрур Хак. В России одним из наиболее привлекательных для исламских финансов секторов эксперт считает земледелие. Партнер Denton Wilde Sapte Александр Бармин к таковым относит еще и инфраструктурные проекты.

Наиболее перспективными инструментами исламского банкинга в России эксперты считают мурабаху (продажа с отсрочкой платежа), мударабу и мушараку (доверительное и совместное управление), такафул (страхование) и sukuk. Однако применение каждого из данных инструментов сопряжено с определенными трудностями.

Наиболее созвучным с мурабахой в российской практике является коммерческий кредит. Но в нашей стране существует запрет на коммерческую деятельность банков, покупать-продавать они могут только ценные бумаги и драгметаллы. Или же, например: вкладчики исламского банка могут либо участвовать в инвестпроектах банка, разделяя, как говорилось выше, не только прибыль, но и убытки банка, либо помещать свои деньги на беспроцентные счета, но при этом иметь льготы при получении кредита. С учетом того, что шариат запрещает ссудные проценты, исламский банк сам совершает куплю-продажу. Допустим, покупает квартиру, а затем уже перепродает ее клиенту с рассрочкой платежа. Однако в этом случае, согласно российскому законодательству, возникает двойное налогооблажение - сначала при покупке, а потом при продаже.

Устранить существующие проблемы возможно при правильном структурировании сделок, уверяют эксперты, но в отдельных случаях необходимы изменения в российском законодательстве. С учетом того, что в последние несколько лет власти активно выступают за повышение доступности финансовых услуг, продвижение новых финансовых провайдеров, по словам вице-президента Ассоциации региональных банков России Олега Иванова, вполне вписывается в этот контекст.

Категория: БИРЖА | Добавил: WRADMIN (13.02.2011)
Просмотров: 796 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]