Исламские финансы готовы пойти в российскую экономику
11.12.2009 19:29, Макеева Лариса (Finam.ru)
В кризис исламский банкинг привлек к себе повышенное внимание
инвесторов. Экономические катаклизмы принесли ему меньше вреда, и многие
сочли, что раз шариат запрещает спекулятивные инвестиции (можно
вкладывать только в реальную производственную деятельность), то значит,
исламское финансирование обладает своего рода иммунитетом против
кризиса. И оказались неправы. Ряд дефолтов на рынке sukuk (исламские
облигации) в 2009 году доказал обратное.
"Но в сегодняшнем климате дефолты происходят на всех рынках", - заметила
партнер компании "Нортон Роуз" Фармида Би в своем выступлении на
конференции, посвященной перспективам развития исламского финансирования
в России. - А суверенные фонды исламских стран по-прежнему богаты и
готовы инвестировать свои средства".
Законы шариата, лежащие в основе исламского финансирования, запрещают
начислять ссудный процент и вкладывать деньги в торговлю алкоголем,
свининой и развлечения, связанные с азартными играми и эротикой. Кроме
того, риски несут все партнеры по проекту (финансовые институты в том
числе), разделяя между собой как прибыль, так и убытки.
В настоящее время исламский банкинг уступает место традиционному даже в
исламских странах. В той же Малайзии, которая считается одним из центров
развития исламского банкинга, его доля на рынке составляет около 30%.
Но в силу усиления соблюдения религиозных норм эксперты усматривают
перспективу долгосрочного роста исламского банкинга. В РФ, где общая
численность мусульман достигает 20-23 млн человек, инструменты
исламского финансирования также небезынтересны, в том числе и
представителям других конфессий.
По данным опроса Совета муфтиев России, об альтернативных способах
финансирования дел и личных потребностей задумываются 69% опрошенных.
56% выражают готовность стать клиентом исламского банка, еще 26%
подумывают над этим. По словам начальника отдела экономических программ
Совета Мадины Калимуллиной, многих останавливает недостаток информации.
Исламский банкинг относительно молод. Отправной точкой его развития
считается создание в 1975 году Исламского банка развития и Дубайского
исламского банка. В России исламский банкинг представлен уже
несуществующим "Бадр-Форте Банком", одним ПИФом и несколькими выпусками
sukuk.
В числе других причин, по которым россияне не спешат воспользоваться
инструментами исламского банкинга - инфляция, которая съедает средства
пока они лежат на счету в исламском банке, риск потерять деньги при
инвестировании и неуверенность в бурном развитии исламского банкинга,
"поскольку весь мир работает только на одну американскую экономику".
Парадоксально, но в странах Европы готовность использовать инструменты
исламского банкинга выражают большее количество жителей, чем в
мусульманских странах. Например, в Великобритании таких 75%, в то время
как в Саудовской Аравии - 65%, в ОАЭ - 25%.
Великобритания вообще является признанным центром развития исламского
банкинга на Западе, и по прогнозам, в течение ближайших лет наряду с
Дубаем и Кипром может войти в тройку мировых лидеров. По словам партнера
Berwin Leighton Paisner Эндрю Бэрда, появление исламских банков - HSBC
Amanah, UK'Islamic Bank of Britain и др. - стало возможным благодаря
развитой финансовой инфраструктуре и созданию необходимой
нормативно-правовой и налоговой базы.
По данным HSBC, в мире существует около 300 исламских финансовых
институтов. Размер рынка исчисляется 500-700 млрд долларов, а по
прошествии нескольких лет достигнет триллиона долларов, прогнозирует
глава по региону Ближний Восток и Африка ВТБ Капитала Масрур Хак. В
России одним из наиболее привлекательных для исламских финансов секторов
эксперт считает земледелие. Партнер Denton Wilde Sapte Александр Бармин
к таковым относит еще и инфраструктурные проекты.
Наиболее перспективными инструментами исламского банкинга в России
эксперты считают мурабаху (продажа с отсрочкой платежа), мударабу и
мушараку (доверительное и совместное управление), такафул (страхование) и
sukuk. Однако применение каждого из данных инструментов сопряжено с
определенными трудностями.
Наиболее созвучным с мурабахой в российской практике является
коммерческий кредит. Но в нашей стране существует запрет на коммерческую
деятельность банков, покупать-продавать они могут только ценные бумаги и
драгметаллы. Или же, например: вкладчики исламского банка могут либо
участвовать в инвестпроектах банка, разделяя, как говорилось выше, не
только прибыль, но и убытки банка, либо помещать свои деньги на
беспроцентные счета, но при этом иметь льготы при получении кредита. С
учетом того, что шариат запрещает ссудные проценты, исламский банк сам
совершает куплю-продажу. Допустим, покупает квартиру, а затем уже
перепродает ее клиенту с рассрочкой платежа. Однако в этом случае,
согласно российскому законодательству, возникает двойное налогооблажение
- сначала при покупке, а потом при продаже.
Устранить существующие проблемы возможно при правильном структурировании
сделок, уверяют эксперты, но в отдельных случаях необходимы изменения в
российском законодательстве. С учетом того, что в последние несколько
лет власти активно выступают за повышение доступности финансовых услуг,
продвижение новых финансовых провайдеров, по словам вице-президента
Ассоциации региональных банков России Олега Иванова, вполне вписывается в
этот контекст.
|