Мировой рынок исламского финансирования
ежегодного растет на 15 % и является самым быстрорастущим в мире.
Исламский банкинг практикуют более 400 финансовых институтов мира и его
годовые обороты составляют около 750 млрд. долларов США.
Исламское финансирование практикуется как в странах с юридической
системой, полностью отвечающей нормам шариата (Иран, Саудовская Аравия,
Судан и т.д.), в странах с частично-исламской юридической системой
(Малайзия, Бахрейн, Пакистан и т.д.), так и в светских странах
(Великобритания, Сингапур, США и т.д.). Термин «исламская
финансовая система» появился в середине 1980-х годов. Исламская
финансовая система часто описывается как финансовая система, не
предполагающая взимание процента. Однако принципы исламских финансов
являются значительно более широкими, чем отказ от ставки процента. Они
основываются на шариате – совокупности правил и
законов, касающихся управления экономикой, социальных, политических и
культурных аспектов исламского общества. В последнее десятилетие понятие
«исламский банк» прочно закрепилось в лексиконе финансистов во многих
развитых странах. Этот финансовый институт, функционирующий в
мусульманских странах, постепенно начинает играть все большую роль в
традиционных финансовых системах. Причем в таких странах, как
Великобритания и США, где число граждан, исповедующих ислам и
отказывающихся пользоваться услугами традиционных банков, выросло
многократно, игнорировать исламские институты более не представляется
возможным. В 2000-х годах попытка открытия исламского банка была
предпринята и в России. Следовательно, исследование исламских финансовых
институтов является достаточно актуальной темой в мировой экономической
литературе, а также представляет практический интерес для экономических
агентов в нашей стране и за рубежом. Зачастую то немногое,
что известно об исламских финансовых институтах, сводится к запрету
получения прибыли за счет получения банковского процента и принятия
избыточных рисков, в том числе вследствие использования производных
финансовых инструментов. При этом бурное развитие исламских банков
диктует необходимость более подробного знакомства с особенностями их
функционирования. В частности, представляется интересным изучение
основных продуктов, предлагаемых исламскими банками, моделей их
балансов, а также способов адаптации исламских финансовых институтов к
традиционным финансовым системам. Особенности исламского финансирования: - запрет
спекуляции – на принятие и выплату вознаграждения за пассивный капитал
(запрет начисления вознаграждения в виде процентов);
- разделение рисков между участниками сделки;
- инвестиции в реальное производство;
- движение денег против движения реальных активов;
- запрет
финансирования деятельности не отвечающей нормам шариата: покупки акций
компаний, в чью деятельность входят производство или торговля оружием,
алкоголем, табаком, свининой; представляющих индустрию развлечений
(казино, кинотеатры и пр.), а также страховых и финансовых компаний,
функционирующих за счет процентов от сделок.
Основные принципы функционирования исламской финансовой системы Запрет ставки процента. В
исламской финансовой системе запрещается «риба» (излишек), под которой
понимается любое неоправданное приращение капитала при займе или при
осуществлении торговой сделки. Иными словами, любая заранее определенная
ставка, зависящая от сроков и величины займа и не зависящая от
успешности инвестиций, называется рибой и является запрещенной.
Большинство исламских ученых относит к понятию риба не только высокий,
ростовщический, но и любой ссудный процент. Такой запрет оправдывается
представлениями о социальной справедливости, равенстве и правах
собственности. Ислам поощряет получение прибыли, однако осуждает
использование процента в целях получения прибыли, поскольку такая
деятельность не приводит к созданию продукта и не может увеличить
благосостояние общества. Социальная справедливость требует, чтобы
заемщики и кредиторы получали вознаграждение или убытки на паритетных
основах и чтобы процесс накопления и создания богатства в экономике
отражал реальный вклад экономических агентов в экономическое развитие. Разделение риска.
Из-за запрета взимания процента, те, кто предлагает денежные средства в
долг, становятся инвесторами, а не кредиторами. Собственник финансового
капитала и предприниматель разделяют риски для того, чтобы разделить
выгоды. Деньги как «потенциальный» капитал.
Деньги рассматриваются как «потенциальный» капитал, то есть они
становятся реальным капиталом лишь тогда, когда вкладываются в
производственную деятельность. Запрет спекулятивного поведения,
«мейсир». В исламской финансовой системе накопление денег не одобряется,
а также запрещается деятельность, характеризующаяся большой
неопределенностью (например, азартные игры). В связи с существованием
«мейсира» в исламской финансовой системе крайне затруднено
распространение производных финансовых инструментов, операциям с
которыми присущ значительный риск. Ненарушаемость договоров.
Ислам проповедует исполнение договорных обязательств как важнейшую
обязанность сторон сделки. Такие требования направлены на снижение
рисков, связанных с асимметрией информации и моральным риском. Кроме
того, ислам осуждает получение односторонних преимуществ более
информированной стороной контракта. В связи с этим налагается запрет на
«гарар» – намеренный риск, выходящий за рамки неизбежной случайности.
Вообще, под понятие «гарар» попадает любая спекулятивная операция.
Исламские банки являются важнейшим элементом исламской финансовой
системы. В исламской модели банки выполняют те же функции, что и в
традиционной, западной: обеспечивают работу национальной платежной
системы и выступают в качестве финансовых посредников. Причем если в
части проведения платежей исламский банк по принципам своей работы не
отличается от традиционного банка, то в том, что касается функции
финансового посредника, имеется фундаментальное расхождение. Ключевой
момент, в котором исламские банки отличаются от западных финансовых
институтов, состоит в том, что они не используют в своей практике
вознаграждение в виде процентного платежа. Однако, как было отмечено,
ислам самого факта получения прибыли не осуждает, а запрет налагается
лишь на получение фиксированной, не зависящей от результатов
деятельности прибыли. То есть вознаграждение собственнику капитала не
должно принимать форму выплаты заранее установленной суммы,
гарантированной вне зависимости от доходности предприятия, как это
происходит в случае взимания процента. Согласно нормам исламской этики
праведно лишь то богатство, источником которого являются собственный
труд и предпринимательские усилия его владельца, а также наследство или
дар. Кроме того, прибыль является вознаграждением за риск, сопутствующий
любому деловому предприятию. Банк может получить доход, не взимая
процента, если он сам является участником проекта. При этом банк должен
полностью разделять с предприятием как прибыль, так и риски. Кроме того,
банк может участвовать в торговле и извлекать прибыль из наценки между
себестоимостью приобретения товара и ценой его реализации. В этом случае
лишь реальные результаты деятельности, а не предопределенная заранее
ставка процента будут влиять на прибыль банка. По законам
шариата запрещается финансировать торговые операции, связанные с
определенными товарами: табаком, алкоголем, свининой, оружием, а также с
распространением порнографии, развитием азартных игр и т.д.
Таким образом, принципы работы исламских банков отнюдь не противоречат
принципам работы рыночной экономики. Стоит заметить, что в мировой
практике существуют как отдельные финансовые организации,
функционирующих на базе принципов исламской религиозной этики в рамках
обычной финансовой системы, так и целые страны, финансовые системы
которых основываются на нормах и законах шариата. При этом каждый
исламский финансовый институт обязательно имеет религиозных советников,
составляющих шариатский наблюдательный совет. К функциям этого органа
относятся сертификация допустимых финансовых инструментов, подсчет и
уплата «заката»(1), проверка банковских операций на предмет их
соответствия шариату, а также разработка рекомендаций по распределению
дохода и издержек между инвесторами и банком. Существуют также
централизованные органы, контролирующие соответствие деятельности
исламского банка нормам шариата. (1) Закат – это обязательный налог на богатство. В мусульманских странах этот налог взимается с имущества состоятельных мусульман. Он способствует равномерному распределению богатства в обществе. Полученные средства направляются на под- держку бедных, неимущих слоев мусульманского общества, финансирование про- ектов улучшения их быта и общественных работ. Структура исламской финансовой системы Исламская финансовая система включает в себя следующие институты: 1. Исламские банки
– финансовые институты, принимающие депозиты и осуществляющие
инвестирование накопленных средств. Заметим, что в данную группу
попадают как полноценные исламские банки, так и вспомогательные
банковские подразделения или исламские «окна» обычных банков. 2. Исламские финансовые институты,
не являющиеся банками. К ним относятся исламские лизинговые и
факторинговые компании, финансовые компании, жилищно-строительные
кооперативы, микрофинансовые институты, частные инвестиционные и
венчурные фонды, а также институты, связанные с исполнением религиозных обрядов и благотворительностью. 3. Исламское страхование («такафул»). 4. Исламский рынок капитала и его участники, такие как брокерские конторы, инвестиционные банки и т.д. 5. Исламская финансовая инфраструктура, которая включает в себя: - скрининговые системы, торговые и клиринговые системы,
- инфраструктуру интернет-бизнеса;
- организации, способствующие обеспечению экономической безопасности и поддержанию ликвидности;
- органы, осуществляющие контроль над соблюдением стандартов финансовой отчетности;
- организации, предоставляющие статистическую информацию;
- образовательные учреждения;
- научно-исследовательские организации.
http://forum.alshamscapital.ru/viewtopic.php?id=3
|