Такафул Международное Исламское Страхование pdf
Такафул нередко
называют исламским страхованием и связывают с развитием только мусульманских стран.
Однако в настоящее время этот метод организации страховой защиты получает все большее
распространение в других странах.
Ключевые слова: такафул, такафул-промышленность,
такафул-окна, взаимное страхование.
Общеизвестно, что история страховых
отношений насчитывает несколько тысячелетий. Наиболее ранней формой организации
страховой защиты считается взаимное страхование, первые сведения о котором относятся
к XVIII в. нашей эры[1]. Возникновение другой формы организации страховой защиты,
акционерного страхования, относится ко второй половине XVII века[2]. Две эти формы
широко представлены на страховых рынках стран с рыночно ориентированной экономикой.
Но в настоящее время многообразие форм организации страховой защиты ими не исчерпывается.
Начиная с последней четверти XX
века и до настоящего времени в восточных странах, а затем и в странах других регионов
мира наблюдается ускоренное развитие такой организационной разновидности страхования,
которую называют "исламское страхование" или такафул. Ее возникновение
также уходит корнями в глубокое прошлое. По мнению зарубежных аналитиков, данная
разновидность страхования существовала более 1400 лет тому назад[3].
В переводе с арабского такафул
- это взаимное предоставление гарантий. Отличительной особенностью данной разновидности
страхования является ее соответствие, по мнению многих исламских правоведов, нормам
мусульманского права.
По мнению многих мусульманских правоведов,
традиционное страхование содержит элементы:
1.Гарара (неосведомленности или
неопределенности);
2. Азарта;
3. Рибы (ростовщичества), что для
истинно верующих мусульман считается неприемлемым.
Кроме того, важным моментом является
инвестирование страховыми компаниями средств только в те виды деятельности, которые
не запрещены Шариатом [4].
Однако по вопросу о соответствии
такафула положениям Шариата среди исламских правоведов нет единого мнения. Дискуссия
по вопросам такого соответствия продолжается в течение долгого времени. Поэтому
важным событием, создавшим возможность для развития такафула в современный период,
стала фетва[5] Совета Исламской академии правоведения при Организации Исламская
конференция (ОИК) "О страховании и перестраховании" 1985 года, которая
рекомендовала мусульманским странам развивать такафул как систему страхования, основанную
"на принципах благотворительности и взаимопомощи в соответствии с положениями
Шариата об исламском партнерстве"[6].
В настоящее время такафул особенно
успешно развивается в странах Персидского залива, Малайзии и Судане, хотя эксперты
отмечают, что в этих странах рыночная доля исламского страхового сектора по сравнению
с традиционным остается небольшой. Самый высокий показатель отношения собранных
премий по такафулу к общим страховым премиям - 17, 9% - имеет место в Саудовской
Аравии. В других странах он значительно ниже: в Кувейте - 1, 8%, в ОАЭ - 1, 5%,
в Бахрейне - 0, 5%[7].
Хотя такафул нередко называют исламским
страхованием, он существует не только в мусульманских странах (Саудовской Аравии,
ОАЭ, Бахрейне, Малайзии, Индонезии и др.),
но
и в странах с глубокими историческими корнями традиционного (акционерного и взаимного)
страхования, таких как США, Великобритания, Люксембург и некоторых других[8]. По
мнению одних аналитиков, в 23 странах мира насчитывается более 60 компаний, предлагающих
такафул-страхование (включая 5% компаний, действующих по принципу такафулокна)[9].
Другие приводят более подробные данные, свидетельствующие о распространении данной
разновидности страховых отношений во всех регионах мира.
По данным таблицы, в 2006 году такафул-компании
действовали в 27 странах мира: в 23 странах Ближнего Востока, в 17 странах Африки,
в 34 странах Азиатско-Тихоокеанского региона и в 13 странах остальных регионов мира.
Еще в двух странах (Омане и Таиланде) происходило формирование таких компаний. При
этом в таблице не указаны Соединенные Штаты Америки, в которых, по сведениям других
источников, с 1996 г. действуют две такафул-компании: Failaka Investments Inc. и
Takaful USA Management Services LLC[10].
Отличия исламского страхования
от традиционного
Исламское страхование отличается
от традиционного механизмом взаимодействия страховщика и страхователя. Так, страхователь
(или, как еще его называют, участник), являясь совладельцем специального накопительного
фонда, в который направляются часть уплаченных им взносов, может получать регулярный
доход вне зависимости от наступления страхового случая. Но при этом участник такафула
в качестве страхового взноса выплачивает дар (табарру) с условием, что в случае
наступления страхового случая компания возместит ему ущерб.
Радикальные противники традиционного
страхования считают допустимой альтернативой только такафул, т.к. именно этот институт
не нарушает законы шариата. Согласно самой идее исламского страхования, участники
должны помогать друг другу. Таким образом, основное преимущество заключается в ином
принципе построения страховой компании: в традиционной модели страхования риски
возлагаются на страховщика, а в ее мусульманском аналоге - на всех участников системы
страхования. Для исламского страхования наиболее характерны следующие положения:
1.
Концептуальной идеей такафула является равномерное распределение ответственности
за возможные риски на каждого страхователя, а не получение прибыли за счет других
участников, т.е. страхователи сотрудничают друг с другом ради общего блага;
2.
Гарантированные компенсации страхователям при наступлении страхового случая, выдаваемые
из специального фонда, который состоит из добровольных пожертвований (дара) остальных
участников такафула. Таким образом, каждый страхователь делает свой взнос, чтобы
помочь тем лицам, которые нуждаются в помощи;
3. Убытки делятся пропорционально
на всех, и ответственность возлагается в соответствии с уставом добровольного объединения
страховщиков, что позволяет устранить неопределенность в отношении взносов и компенсаций;
4.
Вне зависимости от страхового случая с другой части взноса страхователь может рассчитывать
на получение дохода, заранее зная его размер;
5.
Фондовые взносы инвестируются только в не запрещенные шариатом виды деятельности
(промышленность, сельское хозяйство и др.);
6. В такафуле, основанном на мударабе4, избегаются процентные
отношения, свойственные традиционному страхованию;
4Мудараба - трастовое финансирование. Суть М. заключается в том, что владелец
избыточных средств (рабб ал-мал) доверяет их лицу (мударибу), обладающему возможностями
и определенным предпринимательским опытом для их эффективного использования. Доход
от средств, пущенных в оборот, распределяется между рабб ал-малем и мударибом в
соответствии с ранее заключенным соглашением о долях. Убытки несет владелец капитала,
а мудариб в таком случае не получает вознаграждения за свои усилия. Рабб ал-мал
не имеет контроля над управлением проектом*
7.
Шариатский наблюдательный орган оценивает все проводимые такафул-компаниями операции
с позиции соответствия нормам и принципам мусульманского права;
8.
В исламском страховании сохраняются условия наследования в шариате (по договорам
мирас5 и
васийа6)
9. Страхователи имеют право выдвинуть
своих представителей в совет директоров такафул-компании;
5Мирас (араб. - наследство) - односторонняя сделка, в результате которой
от одного лица (наследодателя) переходит имущество, права и обязанности к другим
лицам (наследникам). В понятие М. помимо непосредственно получения имущества наследодателя
входит уплата его долгов, исполнение оставшихся неисполненными обязательств покойного,
выполнение распоряжений по завещанию (васийа), опека над семьей умершего и др.*
*См. подробнее: Беккин Р.И. Страхование
в мусульманском праве: теория и практика. - М.:издательство «Анкил». 2001. 142с
6Васийа (араб.- воля, завещание)-односторонняя сделка, по условиям которой
завещатель отказывает указанному в завещании лицу (или лицам) не более 1/3 имеющегося
в его распоряжении имущества (как движимого, так и недвижимого). Предметом В. Могут
выступать все виды имущества, деловые поручения, просьбы и все то, что может включаться
в понятие «волеизъявление»*
* См. подробнее: Беккин Р.И. «Страхование
в мусульманском праве: теория и практика» - М.: «Анкил». 2001. 138 с.
В
общем, можно выделить ряд отличий исламского страхования от традиционного. По мнению
ряда экспертов, такафул более этичен, поскольку соответствует принципам шариата.
Традиционные страховщики заключают со своими клиентами договоры по форме «купля-продажа»,
согласно которому все гарантии защиты предоставляются компанией. В то же время такафул-компании
при взаимодействии со своими участниками руководствуются партнерскими отношениями
«табарру-мударабу». Это означает, с одной стороны, предоставление взаимных гарантий
участников друг другу (согласно первому договору - табарру), а с другой стороны
-возможность получения из фонда прибыли компании от части суммы уплаченных ими взносов
(по второму договору - мудараба) за вычетом соответствующих издержек, связанных
с работой такафул-оператора по управлению страховыми активами и инвестиционным портфелем.
Такафул бывает разным
Исламское страхование можно условно
разделить на общий и семейный такафул. Общий такафул страхует имущество.
Например, такафул-компании, занимающиеся автострахованием в ОАЭ, используют схему,
согласно которой владелец автотранспорта, внесший в фонд компании страховую премию,
становится одним из ее акционеров. При этом страхователь имеет право претендовать
на часть прибыли страховой
компании от уплаченных ранее взносов
после вычетов издержек. Более того, если в период действия полиса не произошло ни
одного страхового случая, при дальнейшей пролонгации договора доля участника в такафул-компании
возрастет на сумму новой премии, постоянно увеличивая возможные дивиденды.
В семейном такафуле применяются
различные схемы, охватывающие риски из сферы личного страхования. Однако в первую
очередь, семейный такафул представляет собой финансовую сделку, направленную на
защиту вдов, сирот и других зависящих от страхователя лиц, а также от различных
рисков.
Как отмечает Р.Беккин, семейный
такафул выстроен по модели мудараба, поскольку все взносы стекаются в семейный такафул-фонд,
состоящий из двух частей:
1)
в Participant's Account (PA) направляется та часть взносов, с которой участник имеет
право на получение прибыли;
2) в Participant's Special
Account (PSA) копятся средства, предназначенные для выплаты компенсации при наступлении
у участника страхового случая8.
При летальном исходе участника до
окончания срока действия полиса по семейному такафулу, бенефициарии получают все
ранее уплаченные взносы, а также прибыль из РА. Выгодоприобретатели могут получить
и ту часть взносов, которую участник выплатил бы, дожив до прекращения срока действия
страхового полиса.
При дожитии участника до окончания
договора ему полагается полная сумма уплаченных им взносов, со всеми надбавками
и дивидендами из РА. Кроме этого, в соответствии с правилами, установленными компанией,
застрахованный может претендовать и на чистую прибыль из PSA.
При прекращении своего участия в
договоре такафул до истечения срока действия полиса страхователь имеет право получить
оставшуюся прибыль, однако та
часть
взносов, которая была выплачена на основе табарру, останется в фондах компании.
Для получения компенсации и прибыли
не имеет значения в результате чего наступила смерть (в результате естественной
смерти или самоубийства).
В рамках семейного такафула возможны
следующие варианты:
приватный семейный такафул; групповой
семейный такафул; ипотечный семейный такафул; кредитный семейный такафул и др.
Такафул взнос, отданный в распоряжение
в эти два счета будет объединен как единственный фонд с целью инвестиционных действий,
предпринятых takaful компанией согласно шариату.
Любая прибыль, произведенная от
инвестиции должна быть разделена между участником и компанией в отношении, которое
быть взаимно согласовано между участником и компанией в соответствии с контрактом
Аль-mudharabah. Например, если согласованное отношение - 7:3, тогда участник должен
иметь право на 70 % прибыли, когда компания должна иметь право на 30 %. (Source: Family
Takaful, The Star, Malaysia, Contributed by Bank Negara Malaysia.)
Существует несколько организационных
моделей такафула. Но во всех моделях присутствует, прежде всего, концепция
"табарру", что переводится как "дар, пожертвование". Это означает,
что каждый страхователь, заключающий договор с такафул-организацией, должен иметь
искреннее намерение оказать помощь другим страхователям данной организации, если
они столкнутся с определенными рисками. В подтверждение этих намерений участники
такафул-страхования (т.е. страхователи одной страховой компании, страхующие однородные
риски) подписывают соглашение об оказании финансовой помощи друг другу в случае
возникновения определенных нужд, перечень которых определен в договоре, путем внесения
средств в общий фонд (фонд табарру). Предоставляя объединенные гарантии друг другу,
они сообща несут свои риски. Оператор не участвует в несении рисков участников,
он только управляет такафул-фондами. Кроме концепции табарру, в основе деятельности
такафул-организации всегда лежит одна из двух моделей: мудараба или вакала; возможна
также их комбинация.
Термин "мудараба" по сути
означает "трастовое финансирование". В мусульманской традиции мудараба
трактуется в том смысле, что владелец некоторой суммы средств предоставляет их лицу,
обладающему возможностями и определенным предпринимательским талантом, для их эффективного
использования, с целью именно такого использования. При этом оговаривается процентное
распределение дохода, который будет получен от использования этих средств, между
лицом, предоставившим средства, и лицом, пустившим их в оборот. Если возникают убытки,
их в соответствии с договором несет владелец капитала, а лицо, управлявшее средствами,
не получает в таком случае никакого вознаграждения за свои усилия. При данном типе
договора владелец средств не имеет контроля над управлением проектом.
Термин "вакала" (в буквальном
переводе с арабского - полномочие) - означает договор, по которому одна сторона
(доверитель) нанимает другую сторону (агента) для исполнения
определенных
поручений. При этом агенты могут быть двух видов в зависимости от широты предоставленных
им полномочий:
агент, имеющий доверенность на осуществление ограниченного
набора поручений;
агент, которому разрешено действовать по его усмотрению.
Таким образом, в основе взаимоотношений
между участником такафул-фонда (т.е. страхователем) и оператором (т.е. страховщиком)
всегда присутствует две концепции, в соответствии с которыми строятся экономические
отношения между ними. С одной стороны - отношение пожертвования с целью помощи другим
членам такафул-фонда при наступлении у них ущерба в результате страхового случая
(концепция табарру). С другой - договор, предусматривающий передачу денежных средств
в управление с целью последующего возврата средств, а возможно, и получения прибыли
(мудараба или вакала). Сочетание этих двух концепций получает свое материальное
воплощение в том, что взносы каждого участника-страхователя после поступления к
оператору распределяются, как минимум, на два фонда. Один фонд - это всегда фонд
табарру. Из него такафул-компания осуществляет выплаты своим клиентам при наступлении
у них ущерба в результате страхового случая. Доля средств каждого участника такафул-фонда,
перечисляемая в фонд табарру, устанавливается с учетом вероятности наступления страхового
случая, от которого он страхуется. При уплате страхового взноса страхователь теряет
право собственности на ту часть средств, которая зачисляется в фонд табарру.
Второй фонд - это фонд мудараба
либо фонд вакала, в зависимости от модели деятельности, выбранной оператором. Средства,
зачисляемые в фонд мудараба, остаются в собственности страхователя. Он передает
право распоряжения ими такафул-компании и получает от их вложения фиксированный
доход (с надбавками и дивидендами).
Иногда такафул-компания образует
три фонда. Например, Syarikat Takaful Malaysia Berhad (STMB) формирует фонд общего
такафула, фонд семейного такафула и фонд пайщиков. Из последнего фонда выплачивается
прибыль участникам в соответствии с моделью мудараба.
Особенности
семейного такафула при его сопоставлении с традиционным страхованием жизни:
1.
отсутствие в исламском семейном страховании такого элемента, как риба;
2.
выгодоприобретатель в семейном такафуле является доверительным лицом, в то время
как в традиционном страховании жизни - абсолютный собственник;
3. если застрахованный (страхователь)
умирает до окончания срока действия договора в семейном такафуле, выгодоприобретатели
получают все уплаченные взносы с дивидендами и надбавками, а также в соответствии
с установленными компанией правилами им могут быть выплачены средства из благотворительного
фонда («табарру»). В традиционном же страховании жизни, при летальном исходе застрахованного
до истечения срока действия полиса, бенефициарии получают только страховую сумму,
но в полном объеме. При дожитии страхователя до конца действия полиса он получает
всю сумму выплаченных взносов, дивиденды и надбавки, а также чистую прибыль из фонда
«табарру» — в соответствии с правилами компании. Если же
страхователь
доживает до окончания действия договора, он также получает всю страховую сумму в
соответствии с условиями, указанными в полисе;
4.
в традиционном страховании жизни страхуемый интерес страхователя заключается в его
дожитии до окончания срока действия полиса. Если же застрахованный умирает, то интерес
переходит к его супругу, родителям, детям, дальним родственникам, партнерам, друзьям
и т.д. В такафуле страхуемый интерес после смерти застрахованного лица (согласно
условиям договоров мирас и васийа) переходит к ограниченному кругу его наследников;
5. в исламском страховании агенты
являются сотрудниками компании, а потому получают вознаграждение из средств компании,
в то время как в традиционном страховании услуги агентов зачастую оплачиваются из
части предоставленных страхователями взносов.
Разработка такафул-продуктов напоминает
двухуровневую систему, которая должна не только учитывать коммерческие выгоды, но
и удовлетворять всем требованиям законов шариата, потому запрещаются элементы рибы
и выплаты процентов, азартные игры и неопределенность. Правда, вкладчики имеют право
получать некоторую прибыль со своих денег, что согласно исламским законам не является
вопиющим преступлением.
В настоящее время такафул стремительно
развивается по всему миру. Свыше 150 компаний оказывают такафул-услуги как в странах
Азии и Африки, так и в Европе, Северной Америки и Австралии . Поскольку концепция
исламского страхования основана на беспроцентной системе, она не противоречит, а
наоборот, соответствует христианской религии, и потому клиентами такафул-компаний
являются не только мусульмане.
1 Словарь страховых терминов. Под
ред. Коломина Е.В., Шахова В.В. - М.: Финансы и статистика, 1991. - С.26.
2 Там же, с. 17.
3 Такафул: возможности роста на
динамичном рынке. Аналитически документ компании PricewaterhouseCoopers. {Электронный
ресурс. Режим доступа: http: //www.
pwc.com/en_GX/gx/financial-services/pdf/pwc_takaful.pdf
4 Шариат - совокупность правовых,
морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни
мусульманина
5 Фетва (в буквальном переводе
"разъяснение") - заключение богословов и правоведов, имеющее целью разъяснение
и практическое применение предписаний Шариата или объяснение какого-либо другого
вопроса с точки зрения мусульманского права.
6
Турбина К.Е., Дадьков В.Н. Взаимное страхование. - М.: Анкил. - С. 168.
7 "Business 24-7"
8 Беккин Р.И. Страхование в мусульманском
праве: теория и практика. - М.: Анкил, 2001. - С. 131-134.
9 http: //www. islamic-world.net/economics/takaful_intro.htm
10 Беккин Р.И. Страхование в мусульманском
праве: теория и практика. - М.: "Анкил", 2001. - С.134.
19 http: //www.
insuranceinfo.com.my/learn_the_basics/types__of_takaful.php? intPre/LangID= 1
20 При переводе с английского использована
аналогия с термином "автострахование".
21 http: //www.
insuranceinfo.com.my/learn_the_basics/types_of_takaful.php? intPrefLangID=1
«Такафул как метод создания страховой защиты»
Логвинова Ирина Львовна, к.э.н., доцент кафедры страхования Московской финансово-промышленной
академии
|