Приветствую Вас Гость | RSS

Инфокоммуникационный портал WRA

Четверг, 25.04.2024, 16:06
Главная » Статьи » РАЗНОЕ » Это интересно:)

Трудности перехода на МСФО: ответы на вопросы

Внедрение международных стандартов отчетности (МСФО) в нашей стране идет с большим трудом, так как у нас исторически уже сложились свои  нормы и правила учета, которые весьма сложно заменить на другие. О трудностях перехода на МСФО корреспондент ИА "Клерк.Ру" Лев Мишкин беседовал с Артемом Заверталюком, партнером компании ADE Professional Solutions.

Артем, когда стоит переходить на МСФО?

Все зависит от того, зачем необходима отчетность по МСФО. В целом можно выделить следующие основные причины.

1. Требования законодательства. В соответствии с Законом «О консолидированной финансовой отчетности» №208-ФЗ от 27 июля 2010 года для кредитных и страховых организаций – с отчетного периода за 12 месяцев, заканчивающихся 31 декабря 2011 года. Для организаций, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж – с отчетного периода за 12 месяцев, заканчивающихся 31 декабря 2015 года.

2. Потребность в финансировании. Чаще всего компании принимают решение о подготовке отчетности по МСФО при необходимости получения внешнего финансирования в виде кредитов/займов или взноса в уставный капитал. Например, при первичном размещении акций на Лондонской бирже акций (LSE) существует требование о предоставлении отчетности по МСФО за последние 3 года. Для заемного финансирования данные требования обычно проще (2 летняя отчетность). В данном случае отчетность по МСФО необходима, прежде всего, иностранным банкам для понимания ситуации в компании. В зависимости от банка это могут быть и два и три года. Таким образом, компании должны начинать готовить и проходить аудит отчетности по МСФО, исходя из планируемых сроков получения подобного финансирования.                                                                                                                                                                                                                                                   

3. Требования со стороны акционеров. Например, российские дочерние организации иностранных компаний обязаны регулярно (часто на квартальной основе) предоставлять отчетность или пакет таблиц по МСФО материнским компаниям. Им необходимо начинать готовить отчетность по МСФО с даты основания аналогично подготовке отчетности по Российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ).

Что выбрать: параллельное ведение учета или трансформацию?

На сегодняшний день думаю, что 95% компаний, выпускающих отчетность по МСФО в России, используют метод трансформации. Такой метод позволяет использовать данные РСБУ и готовить отчетность по МСФО в MS Excel без сложной и очень дорогостоящей перестройки программного обеспечения. Тогда как, в случае перехода на параллельный учет, компании необходимо унифицировать учетную политику, купить и внедрить программное обеспечение, синхронизировать пошагово и во времени процесс закрытия учетного периода одновременно в двух стандартах РСБУ и МСФО, провести обучение персонала и постоянно поддерживать данный учет в будущем. Все это ведет к довольно большим затратам, как материальным, так и временным.

Стоит также отметить, что стандарты МСФО постоянно меняются, и проще внести изменения в трансформации, чем провести перенастройку программного обеспечения.

Каких проблем стоит ожидать при первом составлении отчетности и на что следует обратить особо пристальное внимание?

Проблем много. При подготовке отчетности по МСФО требуется детальные анализ и осмысление всей производственной и финансовой деятельности группы. Это связано с тем, что множество хозяйственных операций, активов и обязательств никак не учитывается в РСБУ, но требует оценки и признания в отчетности по МСФО.

В российской практике группы компаний часто формируются достаточно стихийно: часть компаний приобретается напрямую акционером или прочими его компаниями. Поэтому, перед тем как начинать готовить отчетность необходимо провести юридическую реструктуризацию и создать единую холдинговую/материнскую компанию. В нашей практике были случаи подготовки консолидированной отчетности с несколькими холдинговыми компаниями (подобная отчетность называется комбинированной), но это скорее исключение из правила и требует отдельной проработки.

Второй проблемой становится оценка основных средств и нематериальных активов. Зачастую отчетность по МСФО начинают готовить компании с достаточно старым фондом основных средств, построенным еще до 2003 года (для справки: 2003 год – первый отчетный период, в котором экономика РФ перестала быть гиперинфляционной). В данном случае возникает необходимость проведения переоценки основных средств на дату первого применения МСФО, что влечет необходимость привлечения грамотного независимого оценщика, который сможет подготовить подобную оценку и защитить ее перед аудитором. Стоит отметить, что оценщика также необходимо привлекать, если происходило приобретение дочерних/зависимых компаний в отчетные периоды.

Поэтому, обычно для подготовки первой отчетности по МСФО привлекают опытных консультантов, которые сталкивались с подобными проблемами ранее. Это просто позволяет сэкономить время и стоимость аудита. Кроме того, это является определенной гарантией того, что у менеджмента компании заранее будет иметься информация о тех вопросах, которые могут привести к оговоркам в заключении.

В дальнейшем, например, во втором и последующих отчетных периодах консультант может передать работу сотрудникам компании.

Как работать с нестандартными для РСБУ операциями?

Наиболее часто такие вопросы возникают по сделкам покупки бизнеса, в учете финансовых инструментов, консолидации отчетности. Также следует исходить из специфики отрасли. Например, очень интересны с профессиональной точки зрения учет планов лояльности клиентов по IFRIC13 «Программы лояльности клиентов» или учет биологических активов в сельском хозяйстве. Для правильного отражения в отчетности необходимо изучить и правильно интерпретировать первичную документацию (договоры, отчеты и др.).

Если МСФО недостаточно четко регулирует операцию, необходимо найти похожую сделку в отчетности других компаний (например, той же отрасли), проанализировать все руководства, выпускаемые Советом по МСФО и компаниями так называемой "Большой четверки", использовать платные онлайн сервисы, например PwCinform.

Всю проделанную работу необходимо структурировано изложить в виде меморандума, чтобы иметь возможность защитить свою позицию перед аудитором и восстановить логику учета при подготовке отчетности в последующих отчетных периодах.

Как происходит оценка основных средств?

Существует несколько вариантов оценки основных средств.

Если компания готовит отчетность по МСФО впервые, но учетная стоимость по РСБУ не может считаться справедливой (например, когда основные средства были введены до 2003 года, то необходимо иметь в виду, что МСФО (IFRS) 1 «Первое применение МСФО» разрешает использовать историческую стоимость по РСБУ или инфлированную стоимость основных средств по МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции», а также стоимость по приватизации. Поэтому вопрос, какой из методов использовать, всегда требует детального анализа.

Учет основных средств по переоцененной стоимости более характерен, например, для владельцев коммерческой недвижимости – инвестиционной собственности). Для производственных компаний это не очень обычно и является достаточно агрессивным подходом. Переоценка проводится независимым оценщиком с периодичностью, выбранной менеджментом (раз в 2-3 года).

Это же касается и распределения покупной стоимости в соответствии с МСФО 3 (IFRS) «Объединение бизнеса». Переоценка обычно проводится независимым оценщиком.

Как поставить работу на поток?

Совет может быть только один. Необходимо иметь полный пакет документов, связанных с подготовкой отчетности по МСФО (трансформационные таблицы, описание поправок и методология их расчета, методологию подготовки отчетности и примечаний). Если бизнес стабилен, ничего не меняется, то можно продолжать выполнять учет по выстроенным стандартам и внимательно анализировать новые стандарты на вопрос применимости. В случае, когда происходят изменения, как в отношении новых стандартов, так и с новых хозяйственных операций – наиболее разумно обратиться к консультантам и аудиторам.

Примером, необходимости подобного своевременного обращения, является учет методом хеджирования (hedgeaccounting). Требованием МСФО к возможности применения данного метода и соответственно отражения изменения справедливой стоимости производных финансовых инструментов в капитале, а не в отчете о прибылях и убытках, является наличие у руководства компании определенной формальной документации в самом начале использования подобного производных финансовых инструментов как хеджа.

Сколько специалистов обычно задействуется для подготовки отчетности?

Все зависит от сложности отчетности, квалификации персонала и сроков подготовки отчетности. В нашей компании, например, распределение следующее:

1. Небольшая отдельная отчетность (например, отчетность компании, которая владеет коммерческой недвижимостью и сдает ее в аренду): 1-2 сотрудника в течение 1 недели + 2-3 дня на проверку отчетности менеджером и партнером на проекте и корректировку.

2. Отчетность несложной группы из 20 компаний (например, отчетность группы компаний, которые осуществляют строительство нескольких объектов недвижимости, имеют в структуре несколько оффшорных холдинговых и финансовых компаний): 3-4 сотрудника в течение 3-4 недель + 2-3 дня на проверку отчетности менеджером и партнером на проекте и корректировку.

3. Отчетность сложной Группы компаний: около 2 месяцев, команда до 10 человек.

Каковы особенности ведения учета в различных отраслях экономики?

В различных отраслях экономики ведение учета всегда будет отличаться. Выделим основные отрасли, где эти различия наиболее велики:

1.     Добывающие компании (нефть, газ и другие полезные ископаемые). Значительные отличия с точки зрения учета основных средств и других активов, связанных с разведкой, разработкой и добычей полезных ископаемых.

2.     Сельское хозяйство. Вопросы признания и оценки запасов и выручки.

3.     Коммерческая недвижимость и строительство. Отдельные требования по вопросам оценки и признания в учете объектов недвижимости, отражения выручки.

4.     Банки, страховые и инвестиционные организации (брокеры, доверительные управляющие и др.). Полностью отдельная отрасль, которая требует знания и умения применять различные требования к учету, устанавливаемые ЦБ РФ и другими отраслевыми регуляторами.

Для остальных компаний, в целом, свойственны достаточно стандартные поправки.


02.02.11 14:21 "Клерк.Ру"

Категория: Это интересно:) | Добавил: WRADMIN (03.02.2011)
Просмотров: 462 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]