Работа по срыву зимних Олимпийских игр в Сочи уже
началась. Во время Олимпиады-2010 в Ванкувере комитетом под названием
«Нет Сочи-2014» были проведены акции, направленные против «незаконной
русской олимпиады на мусульманской земле в Сочи». Бросается в глаза, что
тема «геноцида черкесов» становится все более популярной на Западе. Ей
посвящаются статьи, проводятся всевозможные конференции, выпускаются
обширные наукообразные монографии, доказывающие, что черкесы не просто
пострадали от военных действий во время Кавказской войны, а что они были
сознательно истреблены российскими властями. Очевидно, что по мере
приближения Олимпиады-2014 пропагандистское наступление на Россию будет
усиливаться. А если судить по опыту проведения предыдущих игр, то дело
тут одной пропагандой не ограничится.
Задолго до начала Олимпиады-2008 в Пекине власти КНР и
представители китайской службы безопасности сделали заявления о том,
что главной угрозой играм является терроризм. И такая обеспокоенность
была вполне обоснованной. Олимпиада - удобная цель для террористической
атаки, ее инициаторами могут стать международные и местные
экстремистские организации, террористы-одиночки (идейно мотивированные,
психически неуравновешенные и т.д.).
Терроризм давно является угрозой для стран, в которых
проводятся Олимпийские игры. На Олимпиаде в Мюнхене в 1972 г. объектами
атаки палестинских террористов стали спортсмены и тренеры израильской
сборной. В результате провала попытки немецкой полиции освободить
заложников все они - 11 израильтян - погибли. В Мюнхене теракт был
совершен входившей в состав «Фатх» палестинской террористической группой
«Черный Сентябрь». Другим вариантом может стать акция, осуществленная
территористом-одиночкой по собственной инициативе. Именно так произошло
во время Олимпийских игр 1996 г. в Атланте (США), где участник
антисемитского движения «Христианская идентичность» Эрик Рудольф взорвал
бомбу в Олимпийском парке. В результате один человек погиб и более ста
получили ранения.
На обеспечение безопасности Афинской Олимпиады в 2004
году было истрачено 1,5 миллиарда долларов. В Греции гостей и
участников Олимпийских игр охраняли 50 тысяч военнослужащих, 50 военных
кораблей и 200 самолетов. Несмотря на все усилия международного
сообщества, призванные обезопасить проведение Олимпийских игр, опасность
новых террористических атак сохраняется.
Китайское руководство постаралось заранее
проанализировать сценарии различных угроз и выработать необходимые
концепции обеспечения безопасности. Для предотвращения терактов Пекин
наладил сотрудничество с Интерполом. Мобилизовано более 80 тысяч
обученных специальным образом сотрудников спецслужб и полицейских. В
разработанном плане обеспечения безопасности Олимпийских игр участвуют
практически все силовые структуры Китая. Кроме того, к решению проблем,
связанных с безопасностью, подключены водители автобусов и такси,
машинисты пригородных поездов и метро, члены месткомов и добровольцы из
числа местных жителей. На станциях пекинского метро установлены сканеры
для проверки багажа, дежурят полицейские с собаками, вокруг олимпийских
объектов размещены батареи ракет ПВО.
Олимпийские игры – это не просто спортивное
мероприятие и «праздник мира и спорта». Это весьма дорогое удовольствие,
а вместе с тем, это - мощный стимул экономического роста и развития
инфраструктуры, транспорта, коммуникаций. Подготовительные работы к
Олимпийским играм уже принесли Китаю ощутимые экономические выгоды. За
пять лет с 2001-го года экономический рост в Пекине составил 12.1%, ВВП
увеличился по сравнению с показателями 2001-го года в 2.1 раза, в 2006
году столицу КНР посетили более 3,9 млн. зарубежных туристов.
Подготовка к Олимпиаде содействовала развитию
китайской экономики, способствовала оптимизации экономической структуры,
нацеленной на повышение роли индустрии услуг в городском хозяйстве,
ускорила процесс градостроительства и модернизации Пекина. Построены
новый аэропорт международного значения, открыты новые станции метро,
значительно расширена дорожная сеть. Оздоровлению экологической
обстановки способствовал вывод металлургических и химических предприятий
за черту города. По мнению экспертов, даже после проведения Игр
«олимпийская экономика» будет оказывать позитивное влияние на
социально-экономическое развитие Китая.
Китай истратил на проведение Олимпиады очень
значительные средства, но получил в итоге ощутимые экономические выгоды и
повысил престиж страны на международной арене. Проблема обеспечения
безопасности Олимпиады-2014 стоит особенно остро. Причиной тому –
сложная ситуация на Северном Кавказе и нерешенная абхазская проблема
«под боком» зимних Олимпийских Игр в Сочи 2014 года. Как показали опросы
общественного мнения, почти треть россиян (31%) считает, что
нестабильная обстановка на Северном Кавказе и угроза терактов может
помешать проведению зимней Олимпиады в Сочи в 2014 г.
Во время Олимпиады осуществить террористические акции
могут пытаться группировки самого разного идеологического толка. Нельзя
исключать и повторения мюнхенского сценария – то есть терактов не
против страны проведения Игр, а против представителей других стран,
которые приедут на Олимпиаду в Сочи. Другая категория угроз обусловлена
тем, что в истории Олимпийских игр имеются примеры, когда отдельные
страны по политическим причинам стремились сорвать их проведение. В 1980
г. США и их союзники бойкотировали Олимпиаду в Москве.
В ответ в 1984 г. СССР и социалистические страны
Восточной Европы отказались от участия в Играх, которые проходили в
Лос-Анжелесе (США). В 2007 г. в Конгресс США были внесены сразу два
проекта резолюций об официальном бойкоте американским правительством
летних Олимпийских игр в Китае под предлогом нарушений прав человека в
КНР и поддержки Пекином недемократических режимов в Судане и Северной
Корее. Официальный Вашингтон не пошел на бойкот пекинской Олимпиады, но
всевозможные правозащитные организации начали массированную и хорошо
подготовленную кампанию против КНР под лозунгами «Свобода Тибету» и
защиты прав человека в КНР.
Схожие проблемы могут возникнуть и у России накануне
проведения Олимпиады в Сочи. Если американо-российские отношения будут
подведены к черте острого кризиса, США и их союзниками, скорее всего,
попытаются повторить не московский 1980-го года, а китайский
сценарий-2008. По этому сценарию против России будет развязана
информационно-психологическая война под лозунгами борьбы за права
человека, права «угнетаемых Москвой» народов Кавказа, за признание
«черкесского геноцида» и т.д. И здесь, конечно же, особую роль
приобретает то обстоятельство, что район проведения Олимпиады граничит с
Абхазией, которую Москва признает независимым государством, а Тбилиси
продолжает считать «оккупированной Россией территорией Грузии».
Грузинские политики откровенно заявляют, что будут
предприняты специальные меры по срыву Олимпийских Игр в Сочи. Например,
лидер партии грузинских «зеленых» Г. Гачечиладзе заявил, что его партия
подаст иск против России в Страсбургский суд за экологический ущерб
Грузии от Олимпиады. Аналогичную позицию занимают и официальные власти
Грузии. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Грузии
намерено опротестовать в ООН «незаконную разработку месторождений
стройматериалов в Абхазии и вывоз их за пределы Грузии».
Для России важно не только достойным образом
организовать Олимпиаду-2014, но и учесть опыт прошлых Олимпиад и сделать
из него должные выводы. Очевидно, что спекуляции на всех проблемах,
реальных или выдуманных, будут использоваться против России, поэтому
нужно быть готовыми к такому развитию событий. Тбилиси и его покровители
явно не намерены ограничиваться пропагандистской кампанией и судебными
исками, а любое обострение ситуации в регионе может стать реальной
угрозой для Олимпийских игр в Сочи.
Ввиду нахождения близ Сочи резиденции президента РФ
«Бочаров ручей» российские силовые ведомства имеют отлаженный механизм
обеспечения безопасности в районе проведения Олимпиады. Вместе с тем,
массовый характер Игр потребует серьезных дополнительных усилий.
Необходимо заранее проработать и осуществить комплекс специальных мер в
области безопасности, а также разносторонних мер политического,
дипломатического, информационно-пропагандистского свойства. Особенно
важно, чтобы всевозможным спекуляциям на тему Кавказской войны было
противопоставлено ее научное и объективное освещение. Эта задача вполне
выполнима при условии, что ее решение не будет откладываться, что
решаться она будет систематически, а МОК и международная общественность
будет достаточно подробно информироваться о проводимой работе.
Александр Борисович Крылов – ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, доктор исторических наук
|