Владислав Сурков – один из наиболее интригующих и влиятельных людей в современной российской политике. Он начал работать в президентской администрации в 1999 году, и сегодня является первым заместителем главы администрации, отвечающим за внутриполитические дела. Его считают главным архитектором того, что в народе называют «управляемой демократией» - административным управлением партийной и предвыборной политикой. Он - интригующая личность: в частности, как говорят, сначала он опубликовал роман под одним псевдонимом, а затем, отрецензировал книгу (не вполне одобрительно) под другим. Как и многие члены современной российской элиты, он считает себя интеллектуалом, отсюда и всевозможные статьи, собранные в этом томе (данная статья является рецензией на коллекцию эссе и выступлений Суркова - прим. перев.).
Согласно его официальной биографии, Сурков родился 21 сентября 1964 года в селе Солнцево, в Липецкой области. Однако в интервью, данном в июне 2005 года, он раскрыл информацию о том, что его отец, Андарбек Дудаев, был чеченцем (не близким родственником чеченского президента с этой фамилией), а его мать – русской. До пятилетнего возраста он жил в чеченском ауле Дуба-Юрт, а затем в Грозном, а потом переехал со своей матерью Зинаидой Сурковой в Липецкую область. Это произошло после развода его родителей, и вслед за этим он взял фамилию своей матери и сменил имя Асланбек на Владислав. После окончания школы он поступил в Московский институт стали и сплавов, но его занятия были прерваны службой в армии, которая в то время стала обязательной. В 1983-85 году он служил в Советской армии, по официальным данным в артиллерийском подразделении в Венгрии, хотя в ходе телевизионного интервью от 12 ноября 2006 года бывший министр обороны Сергей Иванов заявил, что Сурков служил в Главном разведывательном управлении (ГРУ). В конце 1990-х Сурков учился в Международном университете в Москве, где получил степень магистра экономических наук.
Он рано присоединился к команде Михаила Ходорковского в банке «Менатеп», который в 1994 году купил контрольный пакет акций в нефтяной компании ЮКОС. С 1992 по 1997 год Сурков был одним из членов Совета директоров «Менатепа». Сурков возглавлял рекламное направление и разработал первые рекламные кампании, сделавшие Ходорковского знаменитым. В то же самое время он также был советником российского правительства по связям с общественностью. Его способность одновременно работать в частных компаниях и состоять на госслужбе стала в последующие годы его отличительной чертой. В 1998-99 году Сурков перешел на работу в «Альфа-банк». Это произошло после резкой ссоры с Ходорковским - как говорили, из-за доли в растущих прибылях ЮКОСа.
В начале 1999 года он был завербован новым руководителем кремлевского аппарата Александром Волошиным для работы в президентской администрации. С тех пор он никогда не вспоминал прошлое. В августе 1999 года он был назначен заместителем руководителя президентского аппарата, и в этой должности он стал главным идеологом Владимира Путина, когда тот пришел к власти после отставки Бориса Ельцина 31 декабря 1999 года. В течение всех «нулевых» и до сегодняшнего дня главной обязанностью Суркова было управление публичной сферой. Он занимался этим с превеликим удовольствием, помогая изменить политическую сцену, вмешиваясь для формирования законов по деятельности политический партий, а затем управляя избирательным процессом и мониторя СМИ. В связи с этим он является одним из главных архитекторов процесса удушения независимых выборов и политического плюрализма, бушевавших в 1990-х.
Когда Дмитрий Медведев вступил в должность президента, 8 мая 2008 года Сурков был повышен в должности до первого заместителя главы президентской администрации. Это стало признаком того, что демократия в России и дальше будет «управляемой». Его главным инструментом для этого стала партия «Единая Россия», которую он создал и превратил опорную партию режима. Сурков также принимал участие в создании «Справедливой России», которая должна была стать левоцентристской демократической альтернативой правоцентристской «Единой России», но очевидно, что душа у него к этому проекту не лежала. С самого начала философия Суркова состояла в том, что настоящей свободы в мире нет, и что все демократии являются управляемыми, так что ключом к успеху является способность влиять на людей, даря им иллюзию свободы, при том, что, на самом деле, ими управляют. Единственная свобода с его точки зрения – это «свобода художника».
В интервью, данном в январе 1997 года, которое опубликовано в этом томе, Сурков изложил всесторонне государственническую точку зрения. Когда его спросили о вероятности экономического роста, он заявил, что «если не появится настоящее государственное управление экономикой, никакого экономического роста не будет». Он также заявил, что – как и в военное время – следует установить национальные приоритеты, и дальше уже их воплощение зависит от наличия политической воли. Дух сурковского мышления легко узнаваем, и оно превратило его в одного из самых красноречивых защитников консолидации государства при Владимире Путине и в ведущего поборника идеи «суверенной демократии». Суркова можно назвать «демократическим государственником», и он не является членом фракции «силовиков», призывающих к правлению «железной рукой».
Хотя Сурков, возможно, и отслужил свой срок в армии в рядах военной разведки, он не является одним из силовиков – тем не менее, его нельзя назвать и «цивиликом», членом либеральной группы технократов, оказывающей сильное влияние на формирование российской экономической политики. Вместо этого, будучи демократическим государственником, Сурков является одним из главных идеологов понятия «суверенной демократии»: в рамках этой идеи подчеркивается обществообразующая и руководящая роль государства, но не отвергается формальная приверженность демократии. В результате, в годы правления Путина режим смог добиться «национализации элит» и социальной изоляции тех, кого Сурков назвал «оффшорной аристократией».
Взгляды Суркова были систематизированы в его речи, произнесенной 7 февраля 2006 года перед активистами «Единой России». Речь была озаглавлена «Суверенитет: политический синоним конкурентоспособности». В своем выступлении он предупредил о двух ключевых опасностях для России. С одной стороны, он обратил внимание на «национал-изоляционистов», стремящихся отойти от не зависящего от национальности определения гражданства в России, с другой, раскритиковал тех, кто стремится вернуться к господству олигархов времен 1990-х при поддержке доморощенных либералов и их зарубежных спонсоров. В конце 2006 года он еще больше разработал идеологию суверенной демократии, опубликовав статью «Национализация будущего: параграфы pro суверенную демократию», в которой вновь взялся за вопросы местных корней и форм демократии в России. Таким образом, Сурков одновременно является и толкователем современной российской политики, и человеком, играющим активную роль в формировании политической жизни в стране.
В ключевой речи «Русская политическая культура. Взгляд из утопии», представленной Российской академии наук 8 июня 2007 года, Сурков предоставил философские обоснования нового подхода: «Как бы ни поменялся дизайн нашего дома, главные его пропорции и отличительные черты предопределены, как мне кажется, фундаментальными категориями и матричными структурами нашей истории, в которых синтез преобладает над анализом, интуиция над рассудком, общее над частным». Для Суркова результат явственно выражен в трех фундаментальных характеристиках русского менталитета: «стремление к политической целостности через централизацию властных функций, идеализация целей политической борьбы, персонификация политических институтов». Россией вновь управлял правящий класс с сильным патриотическим видением развития страны, и нет сомнений, что он для этого он использовал давнюю традицию национального самоутверждения на фоне реальных и предполагаемых внешних врагов. В данном случае важно не качество политической философии, а то, что он раскрывает по поводу мышления режима. Сурков превратился в придворного философа, взяв на себя роль, которую Михаил Суслов играл в Советском Союзе в послесталинскую эпоху, или же Константин Победоносцев при дворе Александра III и Николая II. Работы Суркова раскрывают сокровенные убеждения режима.
Тема этого выступления вновь повторяет идею, продвигавшуюся им в годы работы в президентской администрации: универсальной демократии не существует, есть лишь определенные формы, отражающие традиции, политическую культуру и психологию конкретной страны. В годы президентства Путина он поддерживал централизацию власти, и его доводы внесли свой вклад в уничтожение политического плюрализма и разнообразия. Несомненно, что его взгляд противоречивы: с одной стороны он поддерживает роль централизованного руководства, а с другой превозносит российскую традицию самоуправления (в частности, земств, учрежденных Александром II) и настаивает на том, что «целостность» совместима с конкурентоспособностью, являющейся отличительной чертой любой демократии. В его задачи также входит разработка динамической модели для модернизации России, но довольно деспотичная модель политического управления, которую он практикует, противоречит этим амбициям.
Провозглашение принципов суверенной демократии и осуждение тех российских интеллектуалов, «для которых солнце встает на Западе» дарит конкретное видение развития, имеющее огромный резонанс в современной России, стремящейся сформировать свою политическую идентичность, которая одновременно была бы и непохожей на других, и частью более широких шаблонов современности. Опубликованные работы Суркова демонстрируют вовлеченность в эти вопросы вкупе с игривым самоанализом, из которого возникает ощущение, что он не принимает все это всерьез. Это опасная комбинация. Можно бояться правителей, когда они верят в себя, но когда руководители начинают относиться к власти, как к шуточному делу, маска сползает и легитимность исчезает.