Сруби голову, и тело умрет
Минуло 20 лет с окончания
Холодной войны. За годы беспрецедентной гонки вооружений были созданы
десятки тысяч ядерных боеприпасов, однако это не спасло от краха
Советский союз и организацию стран Варшавского договора. Количество
производимых ядерных зарядов в мире росло вплоть до 1987 года. Причем,
начиная с 1967 года (1), США перешли к сокращению численности
собственных ядерных боевых устройств, переориентировавшись на достижение
новых качественных характеристик и поддержания режима
нераспространения.
Коллапс Советской системы и крах СССР показали,
что работа с наиболее активными группами населения (в конце 80-х это
были техническая и творческая интеллигенция) с помощью массированной
пропагандистской обработки (диссиденты/гласность/доступ к западным СМИ)
превосходит по эффективности любые затраты на накопление ядерного
потенциала. По сути, коллапс советской системы продемонстрировал факт
того, что при грамотной информационной обработке возможно все, и
создание соответствующего информационного (медийного) поля чуть ли не
важнее осуществления самого условного политического акта.
Итак, к
началу 90-х годов прошлого века оформилось с одной стороны огромное
количество ядерных боезапасов, которые невозможно применить, так как
общественность ни одной их стран мира была не готова к моральной
ответственности за акт его применения (особенно применения первыми). С
другой - нарастала вера в то, что с помощью организованной
пропагандистской подготовки общественности можно достичь невиданных
прежде результатов. Появление новых средств массовой информации
(интернет) только подогрело подобную уверенность.
Наиболее
наглядным примером ситуации, когда информационный фон по
экономическому/политическому воздействию намного превзошел результаты
события – это теракты 11 сентября. Мощный рост
антимусульманской/антиарабской истерии, сворачивание ряда гражданских
свобод волной прокатились по большинству стран западного мира. В итоге к
началу 10-х годов 21 века мировое сообщество живет в атмосфере
перманентного страха совершенно иного уровня проникновения, чем 10 или
20 лет назад. Большего страха, чем даже во времена холодной войны.
Основным
резонатором-усилителем страха являются уже не сами террористические
организации, а контролируемые мировой олигархией электронные СМИ и
специальные службы крупнейших мировых держав, изменяющие "уровень
террористической опасности" на основе своих, закрытых от общественности
источников.
Сторонники конспирологических теорий любят искать
взаимосвязь между участившимися террористическими атаками и активностью
"продавцов страха", постоянно увеличивающих свои финансовые обороты.
Однако не будем следовать голословным предположениям и вернемся к
фактам. С начала объявленной в 2001 году "войны с терроризмом" войсками
западной коалиции были оккупированы две страны и на войну – то есть
увеличение эффективности средств безопасности - были истрачены триллионы
долларов. Общественность развитых стран оказалась загнана в настоящее
"гетто страха", и популярнейшим
из этих страхов является опасность применения террористами ОМУ в
крупном городе Западной цивилизации, и в первую очередь ядерного оружия.
Эксперты
спецслужб и политические обозреватели неоднократно оценивали
возможность теракта подобного рода и в целом сходятся во мнении, что
опасность его осуществления постоянно растет (2,3,4). Самым важным
фактором, на мой взгляд, является своего рода уже готовность общества к
восприятию этого события. Теракт такого рода столь часто описывается и
обыгрывается в литературе, кино, игровом пространстве, столь часто
дискутируется в мировых СМИ, что общество априори ждет его
осуществления. Все знают, как будут выглядеть прерванные выпуски
новостей, как остановится жизнь и миллиарды людей прильнут к телеэкранам
(5). Это на сегодня – более чем возможно.
Политика, как говорил
Бисмарк, это искусство возможного. Нельзя с уверенностью утверждать, что
в условиях ужесточающейся конкуренции и роста протекционизма террор
подобного рода не будет использован радикальными элементами в ряде
правительств и руководстве крупнейших ФПГ для достижения своих целей.
Ныне опасность теракта с применением ядерного оружия (ЯО) или "грязной
бомбы" как никогда высока. Во много раз выше, чем опасность
несанкционированного пуска ракеты с ядерной боеголовкой во время
холодной войны, когда проблемы безликого террора (по которому невозможно
нанести сокрушительный ответный удар) не существовало.
Избежать
опасности можно двумя путями, тактически – поддерживая усилия
специальных служб по профилактике возможностей террористов овладеть
сырьем или боевыми образцами ЯО. Стратегически – радикально уменьшив
потенциальные последствия вероятного теракта. В числе целей террористов,
которые чаще всего упоминаются в разговорах по теме, называются
стратегические объекты (гидроэлектростанции, дамбы, АЭС) и крупные
города. Причем в случае, если целью террористов (вернее их нанимателей)
является достижение экономической или политической выгоды, то
вероятность теракта в черте крупного города оказывается много выше.
Особо отягчающим обстоятельством является, когда экономический и
политический центр в одной стране совпадают. В этом отношении Москва
является практически идеальной мишенью террористов, в случае поражения
которой могут быть достигнуты самые катастрофические последствия.
Экономический
рост и политические решения в России нулевых привели к значительной
централизации властных полномочий и концентрации капитала в столице
страны. Таким образом, сейчас Москва является критической точкой
приложения силы, нажав на которую можно нанести серьезный урон всей
российской государственности. Агломерация Москвы содержит в себе около
20% экономики и более 10% населения. Поражение города даже зарядом малой
мощности или "грязной бомбой" приведет к невероятно трагическим
последствиям. Внезапное разрушение и радиоактивное загрязнение
центральной части города приведет к прекращению функционирования
большинства федеральных правительственных учреждений, гибели
централизованных архивов и баз данных по множеству финансовых налоговых,
секретных и дипломатических служб. Рухнет транспортная система, так как
в случае даже незначительных (относительно площади города) разрушений
возникнут волны панических настроений, которые заблокируют возможность
перемещения во всем большом Московском регионе. Замкнутость на столицу
значительной части транспортных путей центральной России приведет к
расползанию волн хаоса и скоротечному коллапсу большинства логистических
цепей, зачем последует взрывной рост цен и перебои с поставками
продуктов питания в огромном регионе. Однако наибольшую опасность
представляет исчезновение значительной части руководящих федеральных
учреждений, которое повлечет сбой в системе работы всех региональных
структур вертикали исполнительной власти. Таким образом, помимо
невосполнимых людских потерь и разрушения знаменитых памятников
архитектуры, теракт с применением ЯО в Москве приведет к деструкции
государственных функций в России и последующему хаотическому нарастанию
центробежных сепаратистских явлений. То есть речь идет не только о
гибели сотен тысяч людей, но об опасности для дальнейшего существования
России, как суверенного государства. Для многих заинтересованных групп
подобная перспектива выглядит более чем радужной, а "готовность" мировой
общественности к "потреблению" подобного события, делает опасность
принятия "рискованного" решения недопустимо высокой.
Как было
показано выше, есть два пути предотвращения столь печального развития
событий. Во-первых, не снижать бдительности в контроле над источниками
сырья для создания ОМУ и логистическими схемами, позволяющими доставить
ЯО в город. Это дело спецслужб, и остается надеяться, что их прямая
заинтересованность в выживании российской государственности в
стремительно меняющемся мире ужесточившейся конкуренции заставит их с
энтузиазмом отнестись к выполнению этой задачи. Однако даже самые лучшие
средства наблюдения и контроля могут не спасти, если не будет решена
стратегическая проблема. Москва должна перестать быть местом
сверхконцентрации возможностей, средств и ресурсов. Москва, не
отказываясь от столичных функций, должна быть разгружена от значительной
части обязательств, в частности от ряда институтов федеральной власти,
что само собой повлечет отток людей и капитала. Образно выражаясь, что
бы быть застрахованными от того, что в этой "охоте" Москва стала жертвой
ее надо сделать "менее привлекательной мишенью". Расположение в
пределах ЦАО Москвы большинства федеральных министерств, ведомств и
служб является недопустимой для страны роскошью, и мы должны радоваться
тому, что еще никто не кинул камень в этот "стеклянный дом".
Я
полагаю, что при современном уровне развития связи и транспорта реально
приступить к планированию и реализации выноса ряда федеральных структур
исполнительной власти в другие города России. Причем выбор структуры
(одно или два министерства – в один город), порядок и временные рамки
переноса должны определиться в результате открытой общественной
дискуссии. Верховная власть должна лишь в инициативном порядке
декларировать необходимость и неизбежность подобной реформы. На мой
(непрофессиональный) взгляд в столице стоит оставить большинство
структур финансово-монетарного контроля (Минфин, Центробанк,
казначейство) и безопасности (Минобороны или Генштаб, следственный
комитет и ФСБ), а так же собственно правящие институты: президента с
администрацией, премьер-министра с сокращенным аппаратом правительства и
парламент. Последний может быть реформирован до однопалатного или же
Совет Федерации, переименованный в Сенат, может быть перенесен в другой
город (кто сказал - в Петербург?).
Лишение Москвы ряда федеральных
структур приведет к переезду некоторой части бизнес-сообщества, зачем
последует значительное естественное перераспределение финансовых потоков
в пользу регионов. Естественная нужда поднятия качества управления
заставит федеральный центр совершенствовать транспортную систему,
систему электронного документооборота и связи в целом. Не смотря на
кажущиеся трудности (отток капитала и деятельных, социально активных
людей) подобная реформа может привести ко многим выгодам для простых
москвичей. Уменьшение чрезмерной численности горожан станет реальным
подспорьем к решению проблемы транспортного коллапса, упадут завышенные в
ожидании вечного роста спроса цены на жилье. В целом жизнь в Москве
станет дешевле и сделает город более привлекательным для туристов.
Задав
новые качественные рамки государственного управления, мы не только
серьезно понизим опасность осуществления теракта с применением ОМУ, но
завоюем ведущие позиции среди развитых стран в плане поддержания баланса
глобальной безопасности.
Помимо прочего, подобные структурные
изменения приведут к качественному изменению бюрократических структур и
методов управления на более гибкие и либеральные. Вынесение из Москвы
части властных функций может оказать серьезное влияние на глубинное
восприятие власти народом России. В случае удачного исхода реформ можно
ожидать изменения ментальности граждан и надлома имперского подсознания
русской нации, перехода общества к новому, более демократическому
мировосприятию.
Александр БАУРОВ
Примечания:
1) 63484 зарядов по данным "Бюллетеня ядерных испытаний".
2) http://www.antiterror.ru/text/news/90018506
3) http://nuclearno.ru/text.asp?12497
4) http://www.rb.ru/topstory/politics/2008/12/02/140117.html
5)
The New York Times 17.12.2010 опубликовала на первой полосе статью с
рекомендациями экспертов для населения о действиях в случае теракта с
применением ядерного заряда: http://vz.ru/news/2010/12/17/455538.html