Приветствую Вас Гость | RSS

Инфокоммуникационный портал WRA

Воскресенье, 17.11.2024, 17:29
Главная » 2011 » Февраль » 17 » Тема: Москва – обреченный город. Зачем нужна децентрализация России
20:37
Тема: Москва – обреченный город. Зачем нужна децентрализация России

Тема: Москва – обреченный город. Зачем нужна децентрализация России

http://www.liberty.ru/Themes/Moskva-obrechennyj-gorod.-Zachem-nuzhna-decentralizaciya-Rossii

Сруби голову, и тело умрет

Минуло 20 лет с окончания Холодной войны. За годы беспрецедентной гонки вооружений были созданы десятки тысяч ядерных боеприпасов, однако это не спасло от краха Советский союз и организацию стран Варшавского договора. Количество производимых ядерных зарядов в мире росло вплоть до 1987 года. Причем, начиная с 1967 года (1), США перешли к сокращению численности собственных ядерных боевых устройств, переориентировавшись на достижение новых качественных характеристик и поддержания режима нераспространения.

Коллапс Советской системы и крах СССР показали, что работа с наиболее активными группами населения (в конце 80-х это были техническая и творческая интеллигенция) с помощью массированной пропагандистской обработки (диссиденты/гласность/доступ к западным СМИ) превосходит по эффективности любые затраты на накопление ядерного потенциала. По сути, коллапс советской системы продемонстрировал факт того, что при грамотной информационной обработке возможно все, и создание соответствующего информационного (медийного) поля чуть ли не важнее осуществления самого условного политического акта.

Итак, к началу 90-х годов прошлого века оформилось с одной стороны огромное количество ядерных боезапасов, которые невозможно применить, так как общественность ни одной их стран мира была не готова к моральной ответственности за акт его применения (особенно применения первыми). С другой - нарастала вера в то, что с помощью организованной пропагандистской подготовки общественности можно достичь невиданных прежде результатов. Появление новых средств массовой информации (интернет) только подогрело подобную уверенность.

Наиболее наглядным примером ситуации, когда информационный фон по экономическому/политическому воздействию намного превзошел результаты события – это теракты 11 сентября. Мощный рост антимусульманской/антиарабской истерии, сворачивание ряда гражданских свобод волной прокатились по большинству стран западного мира. В итоге к началу 10-х годов 21 века мировое сообщество живет в атмосфере перманентного страха совершенно иного уровня проникновения, чем 10 или 20 лет назад. Большего страха, чем даже во времена холодной войны.

Основным резонатором-усилителем страха являются уже не сами террористические организации, а контролируемые мировой олигархией электронные СМИ и специальные службы крупнейших мировых держав, изменяющие "уровень террористической опасности" на основе своих, закрытых от общественности источников.

Сторонники конспирологических теорий любят искать взаимосвязь между участившимися террористическими атаками и активностью "продавцов страха", постоянно увеличивающих свои финансовые обороты. Однако не будем следовать голословным предположениям и вернемся к фактам. С начала объявленной в 2001 году "войны с терроризмом" войсками западной коалиции были оккупированы две страны и на войну – то есть увеличение эффективности средств безопасности - были истрачены триллионы долларов. Общественность развитых стран оказалась загнана в настоящее "гетто страха", и популярнейшим из этих страхов является опасность применения террористами ОМУ в крупном городе Западной цивилизации, и в первую очередь ядерного оружия.

Эксперты спецслужб и политические обозреватели неоднократно оценивали возможность теракта подобного рода и в целом сходятся во мнении, что опасность его осуществления постоянно растет (2,3,4). Самым важным фактором, на мой взгляд, является своего рода уже готовность общества к восприятию этого события. Теракт такого рода столь часто описывается и обыгрывается в литературе, кино, игровом пространстве, столь часто дискутируется в мировых СМИ, что общество априори ждет его осуществления. Все знают, как будут выглядеть прерванные выпуски новостей, как остановится жизнь и миллиарды людей прильнут к телеэкранам (5). Это на сегодня – более чем возможно.

Политика, как говорил Бисмарк, это искусство возможного. Нельзя с уверенностью утверждать, что в условиях ужесточающейся конкуренции и роста протекционизма террор подобного рода не будет использован радикальными элементами в ряде правительств и руководстве крупнейших ФПГ для достижения своих целей. Ныне опасность теракта с применением ядерного оружия (ЯО) или "грязной бомбы" как никогда высока. Во много раз выше, чем опасность несанкционированного пуска ракеты с ядерной боеголовкой во время холодной войны, когда проблемы безликого террора (по которому невозможно нанести сокрушительный ответный удар) не существовало.

Избежать опасности можно двумя путями, тактически – поддерживая усилия специальных служб по профилактике возможностей террористов овладеть сырьем или боевыми образцами ЯО. Стратегически – радикально уменьшив потенциальные последствия вероятного теракта. В числе целей террористов, которые чаще всего упоминаются в разговорах по теме, называются стратегические объекты (гидроэлектростанции, дамбы, АЭС) и крупные города. Причем в случае, если целью террористов (вернее их нанимателей) является достижение экономической или политической выгоды, то вероятность теракта в черте крупного города оказывается много выше. Особо отягчающим обстоятельством является, когда экономический и политический центр в одной стране совпадают. В этом отношении Москва является практически идеальной мишенью террористов, в случае поражения которой могут быть достигнуты самые катастрофические последствия.

Экономический рост и политические решения в России нулевых привели к значительной централизации властных полномочий и концентрации капитала в столице страны. Таким образом, сейчас Москва является критической точкой приложения силы, нажав на которую можно нанести серьезный урон всей российской государственности. Агломерация Москвы содержит в себе около 20% экономики и более 10% населения. Поражение города даже зарядом малой мощности или "грязной бомбой" приведет к невероятно трагическим последствиям. Внезапное разрушение и радиоактивное загрязнение центральной части города приведет к прекращению функционирования большинства федеральных правительственных учреждений, гибели централизованных архивов и баз данных по множеству финансовых налоговых, секретных и дипломатических служб. Рухнет транспортная система, так как в случае даже незначительных (относительно площади города) разрушений возникнут волны панических настроений, которые заблокируют возможность перемещения во всем большом Московском регионе. Замкнутость на столицу значительной части транспортных путей центральной России приведет к расползанию волн хаоса и скоротечному коллапсу большинства логистических цепей, зачем последует взрывной рост цен и перебои с поставками продуктов питания в огромном регионе. Однако наибольшую опасность представляет исчезновение значительной части руководящих федеральных учреждений, которое повлечет сбой в системе работы всех региональных структур вертикали исполнительной власти. Таким образом, помимо невосполнимых людских потерь и разрушения знаменитых памятников архитектуры, теракт с применением ЯО в Москве приведет к деструкции государственных функций в России и последующему хаотическому нарастанию центробежных сепаратистских явлений. То есть речь идет не только о гибели сотен тысяч людей, но об опасности для дальнейшего существования России, как суверенного государства. Для многих заинтересованных групп подобная перспектива выглядит более чем радужной, а "готовность" мировой общественности к "потреблению" подобного события, делает опасность принятия "рискованного" решения недопустимо высокой.

Как было показано выше, есть два пути предотвращения столь печального развития событий. Во-первых, не снижать бдительности в контроле над источниками сырья для создания ОМУ и логистическими схемами, позволяющими доставить ЯО в город. Это дело спецслужб, и остается надеяться, что их прямая заинтересованность в выживании российской государственности в стремительно меняющемся мире ужесточившейся конкуренции заставит их с энтузиазмом отнестись к выполнению этой задачи. Однако даже самые лучшие средства наблюдения и контроля могут не спасти, если не будет решена стратегическая проблема. Москва должна перестать быть местом сверхконцентрации возможностей, средств и ресурсов. Москва, не отказываясь от столичных функций, должна быть разгружена от значительной части обязательств, в частности от ряда институтов федеральной власти, что само собой повлечет отток людей и капитала. Образно выражаясь, что бы быть застрахованными от того, что в этой "охоте" Москва стала жертвой ее надо сделать "менее привлекательной мишенью". Расположение в пределах ЦАО Москвы большинства федеральных министерств, ведомств и служб является недопустимой для страны роскошью, и мы должны радоваться тому, что еще никто не кинул камень в этот "стеклянный дом".

Я полагаю, что при современном уровне развития связи и транспорта реально приступить к планированию и реализации выноса ряда федеральных структур исполнительной власти в другие города России. Причем выбор структуры (одно или два министерства – в один город), порядок и временные рамки переноса должны определиться в результате открытой общественной дискуссии. Верховная власть должна лишь в инициативном порядке декларировать необходимость и неизбежность подобной реформы. На мой (непрофессиональный) взгляд в столице стоит оставить большинство структур финансово-монетарного контроля (Минфин, Центробанк, казначейство) и безопасности (Минобороны или Генштаб, следственный комитет и ФСБ), а так же собственно правящие институты: президента с администрацией, премьер-министра с сокращенным аппаратом правительства и парламент. Последний может быть реформирован до однопалатного или же Совет Федерации, переименованный в Сенат, может быть перенесен в другой город (кто сказал - в Петербург?).

Лишение Москвы ряда федеральных структур приведет к переезду некоторой части бизнес-сообщества, зачем последует значительное естественное перераспределение финансовых потоков в пользу регионов. Естественная нужда поднятия качества управления заставит федеральный центр совершенствовать транспортную систему, систему электронного документооборота и связи в целом. Не смотря на кажущиеся трудности (отток капитала и деятельных, социально активных людей) подобная реформа может привести ко многим выгодам для простых москвичей. Уменьшение чрезмерной численности горожан станет реальным подспорьем к решению проблемы транспортного коллапса, упадут завышенные в ожидании вечного роста спроса цены на жилье. В целом жизнь в Москве станет дешевле и сделает город более привлекательным для туристов.

Задав новые качественные рамки государственного управления, мы не только серьезно понизим опасность осуществления теракта с применением ОМУ, но завоюем ведущие позиции среди развитых стран в плане поддержания баланса глобальной безопасности.

Помимо прочего, подобные структурные изменения приведут к качественному изменению бюрократических структур и методов управления на более гибкие и либеральные. Вынесение из Москвы части властных функций может оказать серьезное влияние на глубинное восприятие власти народом России. В случае удачного исхода реформ можно ожидать изменения ментальности граждан и надлома имперского подсознания русской нации, перехода общества к новому, более демократическому мировосприятию.

Александр БАУРОВ

Примечания:

1) 63484 зарядов по данным "Бюллетеня ядерных испытаний".

2) http://www.antiterror.ru/text/news/90018506

3) http://nuclearno.ru/text.asp?12497

4) http://www.rb.ru/topstory/politics/2008/12/02/140117.html

5) The New York Times 17.12.2010 опубликовала на первой полосе статью с рекомендациями экспертов для населения о действиях в случае теракта с применением ядерного заряда: http://vz.ru/news/2010/12/17/455538.html





Просмотров: 716 | Добавил: WRADMIN | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
blog comments powered by PORTAL WRA